Морская Богоявленская церковь

Прогуливаясь знакомым маршрутом или спеша по делам в суете, немногие  задумываются об истории города, его улицах, домах, скверах, которые давно стали привычной частью панорамы Кронштадта. Но стоит присмотреться внимательнее и воображение рисует едва уловимые силуэты призраков архитектуры старого города, воспоминания о котором хранят дореволюционные фото и открытки.DSC_0025-2

В восточной части острова Котлин, на так называемой Горе, где когда-то росли любимые царские дубы (ныне — пересечение Пролетарской и Интернациональной улиц), находилась вторая старейшая церковь Кронштадта – Церковь Богоявления Господня. Указ о её строительстве был издан Петром I в 1722 году.

В то время деревянный собор Св. Андрея Первозванного уже не вмещал всех прихожан, в связи с ростом числа служащих в адмиралтействе. Но к строительству приступили лишь через 6 лет после царского повеления в 1728 году. Освящение состоялось 24 мая (3 апреля) 1731 года. Возвели храм на казённые средства и пожертвования моряков. Автором проекта был назначен крупный российский архитектор Иван Коробов, символично, что Богоявленская церковь в Кронштадте стала его первой самостоятельной работой.

Стиль храма был выдержан в традициях петровского Петербурга и в общих чертах напоминал Петропавловский собор. Деревянное одноэтажное здание, крестообразное в плане с небольшой главкой в восточной части и колоссальной 52-метровой колокольней на западе, которая служила своеобразным маяком для судов и по преданию была видна из окон Зимнего дворца. Колокольня считалась чудом архитектуры своего времени, выполненная в русском стиле, она состояла как бы из отдельных ярусов, каждый из которых имел свою крышу. В верхней её части располагался голландский часовой механизм, часовой колокол и солнечные часы. Композицию завершала луковичная главка с золочёным крестом, над которым вращался флюгер в виде фигуры ангела с распростёртыми крыльями.

Согласно воле Петра I, внутреннее убранство храма соответствовало морской тематике. Иконы храма, написанные художником Дмитрием Соловьёвым, который, к слову, работал над росписью стен Петропавловского собора, иллюстрировали библейские сюжеты, связанные со стихией воды. Деревянный резной иконостас сверкал позолотой, два ангела с короной в руках венчали царские врата, расписные своды украшала деревянная мозаика, храмовый зал освещали два медных позолоченных паникадила, у северных и южных входов возвышались балконы для дам и именитых граждан.

Почётное место среди церковных колоколов занимали два трофейных колокола 1644 и 1720 годов. В храме вообще хранилось много реликвий, ведь с самого основания там собирались редкости, связанные с историей Российского флота.

Долгое время на территории Богоявленской церкви под сенью петровских дубов существовал колодец с чистейшей питьевой водой. А в 1741 году при храме было устроено кладбище, на котором погребены многие современники Петра Великого.

К началу XIX века здание церкви обветшало, в связи с чем было принято решение перестроить колокольню и отреставрировать фасад. По плану знаменитого архитектора Андреяна Захарова, обновленная деревянная Богоявленская церковь была выдержана в классическом стиле, а силуэт новой колокольни напоминал колокольню Андреевского собора. Однако уже к своему столетнему юбилею храм вновь требовал ремонта, власти планировали построить новую каменную церковь к этой дате и придать ей статус Морского собора, но средств на столь масштабный проект не нашлось и торжественный юбилей 31 мая (10 апреля) 1831 года Богоявленская церковь встретила в прежнем деревянном исполнении.

В 1841 году здание разобрали до основания в связи с опасным аварийным состоянием, и до 1862 года службы проводились в других храмах города. На постройку новой Богоявленской церкви средств так и не выделили, несмотря на это жители города самостоятельно собирали деньги. По инициативе купца И. Осетрова построили две часовни, одна из которых сохранилась до наших дней, правда, в изменённом виде – каменная часовня «Спас-на-водах» у Петербургских ворот.

В 1861 году было принято решение, пока идёт сбор необходимой суммы для возведения каменной церкви, построить временную деревянную, для этих целей выделили ненужные Морскому министерству материалы, но большую часть средств собрали благодаря пожертвованиям. 30 июля (12 августа) 1861 года была совершена торжественная закладка храма на прежнем его месте. А 23 сентября (6 октября) 1862 года храм освятили.

Проект временной церкви Богоявления Господня (на фотореконструкции) принадлежал архитектору Кронштадтского порта Александру Кудинову. Здание представляло собой базилику, обшитую тёсом, с небольшой шатровой главкой и шатровой колокольней над западной частью. Отделка фасадов была исполнена в русском стиле. Церковные атрибуты прежней Богоявленской церкви вернули во вновь отстроенную, как и прежде в храме хранились морские реликвии и судовые иконы.

Третья и последняя церковь Богоявления Господня в Кронштадте простояла до 1932 года. Преемником традиций Морской Богоявленской церкви стал возведённый в 1913 году Никольский Морской собор на Якорной площади.

Евгения Стелс
Фотомонтаж автора