Слушания о святителе Митрофане Воронежском – покровителе Российского флота

Одним из показателей зрелости общества является возрастающий интерес граждан к прошлому, к истории своего народа, страны, города. В Кронштадте давно активно работает общество краеведов, кронштадтцев, преданно любящих свой город, изучающих его историю.

Центральная библиотека вот уже несколько лет предоставляет свои залы для встреч краеведов, обмена информацией. На эти встречи приглашаются все, кто желает побольше узнать о своем городе, его традициях, людях, известных и неизвестных, составивших его славу, либо просто верно служивших его процветанию.

В последний год возрос интерес и самих краеведов и слушателей к православной истории города, когда-то за изобилие храмов носившего звание Санкт-Петербургского Валаама. С интересом участники встреч познакомились с личностью священномученика Николая Симо – пресвитера Кронштадтского Андреевского собора († 18 апреля 1937 г.), узнали о великом горении в вере и стойкости священномученика святителя Кирилла Казанского († 20 ноября 1937 г), посетили Морской (экскурсовод В. М. Пирогов) и Владимирский соборы, Никольскую церковь у госпиталя (экскурсовод О. Н. Евсюкова).

На встрече 25 мая все пришедшие узнали о дружбе, которая связывала Государя Петра I и Митрофана епископа Воронежского. Да такие теплые отношения, что когда святитель умер, царь Пётр примчался из Санкт-Петербурга, чтобы участвовать в его погребении, лично нёс на плечах гроб с телом епископа, а у могилы с горечью сказал: «Не осталось у меня такого святого старца. Ему же буди вечная память».

Это именно он – епископ Воронежский – передал 7000 рублей епархиальных денег на строительство Российского флота, хотя многие считали эту затею – строительство флота – ненужным баловством молодого царя. Епископ Митрофан стал «представителем» Государя на верфях, улаживал межнациональные и межконфессиональные, грозящие бунтом, конфликты между рабочими и иностранными мастерами-корабелами. Это святитель Митрофан взял на себя подвиг погребения всех безродных, умерших на Воронежских верфях при строительстве кораблей для государства Российского, и поминал их всех в ежедневной своей молитве. Это он – святитель Митрофан Воронежский благословил государя Казанской иконой Божией Матери на строительство города в устье Невы, сказав при этом пророческое слово:

«Возьми икону Казанскую Божией Матери — и она поможет тебе победить злого врага. Потом перенесёшь эту икону в новую столицу… Казанская икона станет покровом города и всего народа твоего. До тех пор, пока икона будет в столице и перед ней будут молиться православные, в город не ступит вражеская нога».

Поэтому уже в 1721 году Казанский образ – личная икона любимой сестры Петра Натальи Алексеевны был в столице в церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Нет сейчас этой церкви, а есть придел Рождества Богородицы в Казанском соборе, где и находится та самая Казанская икона Божией Матери, принадлежавшая сестре императора Петра Великого. Казанская икона – хранительница Санкт-Петербурга. Этот образ обносили вокруг блокадного Ленинграда, чтобы враг не вошёл в него.

В память о епископе Митрофане – духовном окормителе российских корабелов, образ святителя Митрофана (в схиме Макария) помещён над южными вратами Морского собора. Над северными же вратами – Казанская икона Божией Матери, чтобы исполнялось пророчество святого: «До тех пор, пока икона будет в столице, и перед ней будут молиться православные, в город не ступит вражеская нога».

С особым интересом были выслушаны участниками встречи краеведов напутствия из Духовного завещания епископа Митрофана. Обращаясь к пастырям и пасомым, святитель говорит:

«Для всякого человека таково правило мудрых мужей: употреби труд, храни мерность – богат будеши; воздержно пий, мало яждь – здрав будеши; твори благо, бегай злаго – спасен будеши… Да пребывают все православные христиане в прародительстве своем благочестиво и праведно, во всякой чистоте, в воздержании, святыне и покаянии. Веру же Православную заповедую любить; и Церковь Святую едину во всей вселенной, как мать, чествовать и пребывать в ней неотступно, и предание и учение святых отцов содержать крепко и ни в чем не поругано и непоколебимо иметь. Как без веры правой угодить Богу невозможно, так и без Церкви Святой Восточной и светлого Богопреданного ее учения невозможно кому спастись».

Святитель Митрофан Воронежский прославлен в 1832 году. Любя царя Петра при жизни, он и по смерти († 6 декабря 1702 г), неоднократно являясь в тонком сне православным, просил поминать Государя, а молитвы к нему, святителю Митрофану, обращать не иначе как после панихиды по императору Петру I.

Так на встрече краеведов открылась ещё одна, ранее широко не известная страница в истории православной России, Санкт-Петербурга, Кронштадта, флота Российского.

Ольга ЕВСЮКОВА
Фото Александра Шеина