Жизненный путь преподобномученицы Марии Гатчинской

Публикуем сочинение воспитанницы Воскресной школы Владимирского собора Александры Евстигнеевой, написанное для детско-юношеского конкурса, который с января по май 2017 года проводил отдел религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии.

Конкурс был посвящён подвигу новомучеников и исповедников Санкт-Петербургской епархии. Исследовательская работа Александры Евстигнеевой (11 лет) – сочинение, посвящённое жизни преподобномученицы Марии Гатчинской (руководитель Е.В. Ивлева) – заняла первое место в конкурсе, а Александра получила диплом I степени из рук руководителя духовных школ Санкт-Петербурга – Епископа Амвросия. Поздравляем!

Подробнее о конкурсе читайте: В память новомученников и исповедников российских

Мария Гатчинская, в миру Лидия Александровна Лелянова родилась в 1874 году в Санкт-Петербурге. Леляновы жили на Забалканском проспекте (нынешний Московский), рядом с Новодевичьем монастырем. Адрес их место-жительства был Забалканский проспект, дом 101. В 1860-х годах этот жилой дом вместе с сургучным заводом принадлежал отцу Лидии, купцу 2-й гильдии Александру Ивановичу Лелянову, затем его вдове, Софье Александровне.

Купеческая династия Леляновых была в столице известной, уважаемой и богатой. Дядя Лидии, Пётр, был владельцем крупного мехового магазина, находившегося на Большой Морской улице, и принимал активное участие в общественной и городской жизни. Первое горе в семью Леляновых пришло со смертью отца Лидии. Ей в то время было 3,5 года, а её сестре Юлии 1,5. В 16 лет Лидию поразила тяжелая болезнь Паркинсона, которая стала следствием заболевания энцефалитом. На выпускные экзамены в женской гимназии её привезли в инвалидной коляске. Лидии не помогло долгое лечение, в том числе и за границей. Болезнь постепенно отнимала силы, стали сохнуть руки и ноги, атрофироваться мышцы, тело уменьшилось в размере. Постепенно Лидия перестала двигаться, она не могла даже сидеть. Любое движение приносило мучительную боль. Без изменений остались только голова и лицо.

Любой другой человек на её месте пал бы духом, часто у тяжело больных людей меняется характер, они становятся капризными, нетерпеливыми, злыми. Лидия держалась изо всех сил, и в этом ей помогала молитва. Она поражала людей кротостью, смирением и сосредоточенностью. В первые годы болезни у неё шла нелёгкая борьба с плотью, в которой давали помощь молитвы и слёзы. «Уткнитесь в подушку и плачьте, и почувствуете Христа, узнаете, какой Он любящий, какой чистый…», – говорила позже матушка своей духовной дочери.

С 1912 года Лидия полностью потеряла подвижность. Она могла только лежать на спине. В 1913 году семья переехала в Гатчину. Поселились они в доме № 41 по улице Благговутской, который принадлежал брату Лидии Владимиру Александровичу.

Мы с родителями ездили в Гатчину и искали этот дом, Благговутская улица переименована в улицу Карла Маркса. Это было зелёное двухэтажное здание, по словам жителей Гатчины, дом не сохранился. Он находился недалеко от Павловского собора. Ныне в этом соборе хранится рака с мощами преподобной Марии Гатчинской. На протяжении 20 лет в этот дом стекались многочисленные паломники, стремившиеся посетить смиренную страдалицу, чтобы получить от неё утешение и духовный совет. Но Лидия не сразу стяжала дар утешения и молитвы от Господа, до времени он был скрыт от людей. Открытие этого дара свершилось через замечательного священника протоиерея Иоанна Вакуловича Смолина.

В 1921 году по направлению владыки Вениамина он прибывает служить на подворье Пятигорского Монастыря, в собор Покрова Божией Матери города Гатчины. Отец Иоанн организовал кружок девочек 10-12 лет, с которыми он занимался пением молитв и духовных стихов, а также посещал с ними больных. У отца Иоанна на учёте были все тяжелобольные, он ходил служить к ним молебны и делал это бескорыстно, даже сам оказывал им посильную помощь. Так он познакомился и с Лидией и обратил внимание на её здравый ум и её глубокую веру в Бога. Отец Иоанн привлёк к ней старших девиц, которые помогали ей, и молился с ними у кровати больной. Потом к ней стал ходить простой верующий народ, который получал от общения с ней утешение. Вскоре стало приезжать и духовенство. Отец Иоанн стал духовником Лидии.

В 1922 году Лидия по благословлению митрополита Вениамина Петроградского была пострижена в монахини с именем Мария. Постриг был совершен на Покровском подворье архимандритом Макарием. «Помню, – пишет сестра из кружка при монахине Марии Анна Алексеевна Епанчина, – что было много приезжих из Санкт-Петербурга иереев, священников, дьяконов… Было очень торжественно, огромный монастырский храм был полон народу».

В наше время этот храм действующий. В этом храме чтут память преподобной Марии Гатчинской. У её иконы в этом храме испытываешь необыкновенную благодать.

В течение 10 лет после принятия ангельского чина продолжалось служение матушки Марии. Она лежала всегда на спине, тела её не было видно. Она была покрыта от шеи до конца постели чёрной мантией. На голове был чёрный монашеский апостольник. Руками она не владела совершенно, но на мантии её всегда лежали чётки. Почитание матушки Марии усиливалось с каждым годом. Её имя постепенно стало известным далеко за пределами Гатчины. О её благословенном служении Господу, как ни странно, мы узнаём в наше время из материалов следственного дела, заведённого на неё. Сами того не ведая, работники НКВД, пропагандирующие безбожие оставили нам память о преподобной Марии в документах. В материалах дела НКВД говорилось, что фотографии подвижницы распространялись по всему СССР. Среди верующего народа монахиню Марию называли «святой Марией». Большая комната, примыкавшая к келье монахини Марии и служившая приёмной, бывала полной приезжих не только из Петрограда и Москвы, но и из разных концов России. «Мать Мария пользовалась большой известностью, к ней приходила масса народу, особенно из окружающих деревень», – вспоминает современница А. Епанчина. Вдова вице-адмирала Сильман на следствии показала: «Живу я в городе Красногвардейске (Гатчине) 25-26 лет, за это время уже давно слышала, что в городе по улице Карла Маркса (Багговутской) живёт Мария, которая слыла в городе как исцелительница и святая. Нередко, проходя по улице, меня останавливали прохожие и священники и спрашивали, где живёт святая Мария».

«Посещало матушку Марию очень много народу, – показывала на следствии Александра Ивановна Анц, – служились у неё на квартире молебны, и бывало духовенство. В городе она пользуется большой известностью, если она помолится, то после всё сбывается. Поэтому к ней ходит народ и просит по-молиться для того, чтобы исполнилось какое-либо желание».

Личность матушки Марии оказала огромное влияние на духовную атмосферу Гатчины 1920-х годов. Здесь под её влиянием появляется кружок девушек, которые тянулись к Господу и стремились вести жизнь по законам Божьим. Вокруг матушки Марии образуется православное сестричество, сёстры которого занимались молитвой, чтением и изучением Священного Писания, помощью ближним.

Это сестричество называлось кружком почитания отца Иоанна Кронштадтского. Почитание памяти Кронштадтского пастыря было в то время очень смелым поступком. Это почитание началось благодаря отцу Иоанну Смолину, духовнику матушки Марии, который очень уважал святого. Этот факт особенно близок для меня, так как я живу в Кронштадте, очень почитаю батюшку Иоанна Кронштадтского. Окна моей комнаты выходят на окна квартиры отца Иоанна, где открыт музей. Я бываю в его квартире, там очень благодатная обстановка.

Мать Мария направляла духовную жизнь кружка, а после смерти отца Иоанна Смолина, стала принимать ещё большее участие в руководстве кружком. С тех пор её духовником становится отец Пётр Белавский. Но через три года его арестовали и отправили на Соловки. Матушка Мария поддерживала с ним переписку. Из неё можно узнать, что кружок сестёр продолжал существовать, и что физические страдания матушки Марии ещё более усилились. «Сестра и птенцы низко кланяются, поздравляют, целуют твою отеческую руку, – говорится в письме, написанном в прощеное воскресенье 1931 года, – скажу несколько слов о себе. Здоровье сильно ухудшилось, чувствуется болезненность во всем, стала недотрога, но всё же Господь милостив ко мне».

19 февраля 1932 года матушку Марию с её сестрой Юлией Александровной арестовали. Вот, что было написано в постановлении на арест: «Участвует в нелегальных сборищах, где читается евангелие, на которые приглашается местное население и в беседах на религиозные темы ведёт антисоветскую пропаганду».

Читая эти строки, начинаешь понимать, в какое счастливое время мы живём, когда мы можем открыто ходить в храм и не бояться ничего. Не буду описывать подробности ареста, это слишком больно – писать о том, как издевались над тяжело больной женщиной. Кому могла помешать, какую опасность для власти представляла прикованная к постели женщина? Огромную! Богоборцы очень боялись влияния матушки Марии на людей. В уголовном деле пишут, что она «была настолько популярна, что её считают даже ясновидящей и предсказательницей… Слава её святости была большая и далеко за пределами района».

Матушка Мария скончалась в тюремной больнице, похоронить тело было велено без огласки. Её боялись и мёртвую! Её похоронили на Смоленском кладбище недалеко от часовни Ксении Петербургской. Это очень символично! Две святые погребены рядышком. К обеим не прекращается поток страждущих. На могиле праведницы Марии Гатчинской отмечаются случаи благодатной помощи. В 1981 году монахиня Мария Гатчинская была прославлена в сонме новомучеников и исповедников Российских Русской Православной Церковью за границей.

17 июля 2006 года Священный синод Русской Православной Церкви причислил монахиню Марию к лику святых в сонме новомученников и исповедников Российских. А 26 марта 2007 года состоялось обретение святых мощей преподобномученицы Марии Гатчинской. Их торжественно перенесли в Гатчинский Павловский собор.

Для меня преподобномученица Мария стала очень близка. Она переборола свою болезнь молитвой и слезами, несмотря на то, что ей это было очень тяжело. Даже при сильной боли она помогала другим людям, делала их духовно сильными. Сначала меня удивило то, что матушка Мария была обездвижена, и эту физически слабую женщину очень сильно боялась власть. Но потом я поняла, что власть боялась её твердой веры в Бога.

Монахиня Мария для меня очень сильная духом женщина, которая доказала своей жизнью и смертью, что человек, верующий в Бога, может всё преодолеть.

Александра ЕВСТИГНЕЕВА