Дмитрий Титов получил международную награду за «Храм, заслуживший покой»

В начале ноября завершился 19-й Международный фестиваль аудиовизуальных произведений, созданных музеями мира. Тема конкурсных работ – культурное наследие человечества. Участники – десятки учреждений культуры из более чем двадцати стран. Среди музеев, представлявших на этом фестивале Россию, был и наш Музей истории Кронштадта с фильмом Дмитрия Титова «Храм, заслуживший покой».

Заместитель директора по развитию Музея истории Кронштадта Дмитрий Анатольевич Титов с призом Международного фестиваля

С этим замечательным фильмом, созданным к 100-летию освящения Храма, кронштадтцы хорошо знакомы – он был широко представлен в соцсетях; на Кронштадтском фестивале «Кино на парусах» его автор стал победителем в номинации «Лучший сценарий»; мы писали о нём на страницах «КВ». А ещё по единодушному мнению всех, кто не понаслышке знает не только о драматической судьбе Храма, но и о трудной и долгой истории его возрождения, – это, безусловно, лучший фильм о главном храме российских моряков – Кронштадтском Николаевском Морском соборе. Не случайно представительное жюри Международного фестиваля, заседавшее в Париже, выбрало этот фильм среди десятков претендентов, и он вошёл в тройку лучших. Церемония награждения победителей проходила в Будапеште, куда был командирован автор. Когда Дмитрий Титов вернулся из столицы Венгрии с призом, мы задали ему несколько вопросов.

– Дмитрий Анатольевич, фильм «Храм, заслуживший покой» в Кронштадте знают, он уже побывал на разных фестивалях. Кронштадтский кинофестиваль «Кино на парусах» принёс Вам победу в номинации «Лучший сценарий», а что произошло в Венгрии?
– В Венгрии подвели итоги конкурса. Конкурс FIAMP организован Международным комитетом ИКОМ (Международного совета музеев) по аудиовизуальным и мультимедийным технологиям — AVICOM. Уже в 19-й раз. Победителей выявляли в двух категориях: «Аудиовизуальной» – c коротким, средним и длинным метром, и «Мультимедийной», в которой рассматривали музейные сайты, виртуальные программы, программы для гаджетов и тому подобное. Церемония награждения и фестиваль FIAMP каждый раз проводятся в новой стране. На этот раз жюри заседало в Париже, а награждать собирались в Гватемале, но перенесли церемонию в Будапешт. Участвовали более 20 стран, в их числе Канада, Франция, Корея, Швейцария, Германия, Венгрия, Россия, Польша, в общем, очень представительный был конкурс. Среди лауреатов – четыре российских музея: Царское Cело, Коломенское, Музей истории Кронштадта и Ростовский кремль. Наш фильм вошёл в тройку лучших.
– То есть, фильм в Европе понравился?
– Понравился, да, очень. Я когда прощался, так и сказали! Это, конечно, радует. Очень хорошо, что мы сделали его еще и на английском языке. История Морского собора впечатляет. Он был свидетелем и участником великих и трагических событий, которые всё время разворачивались вокруг него. Равнодушно воспринимать всё произошедшее в 20-м веке с Собором, с Кронштадтом, с Россией, – невозможно. И европейские коллеги, видимо, прониклись.
По словам Дмитрия Титова, врученный ему в Будапеште приз – это символ, объединяющий мировое культурное наследие и устремление в будущее мировой культуры

– И что же Вы привезли в Кронштадт?

– Сам по себе приз выполнен по мультимедийным технологиям, и он, конечно, замечательный. Дизайнеры сканировали фронтон здания Венгерского национального музея (ну, он немного напоминает фронтон здания бывшей биржи на Стрелке Васильевского острова), создали цифровую объёмную модель, согнули её – наподобие короны, напечатали в 3D-принтере, вложили в руки присутствующих в композиции античных фигур современные мультимедийные инструменты и получился такой символ, объединяющий мировое культурное наследие и устремление в будущее мировой культуры. В общем, очень креативный, незаурядный приз.

– А сам Будапешт Вас впечатлил? Вы там были раньше?

– В Венгрии был впервые. И Будапешт – красавец, конечно. Архитектура, узкие улочки, мостовые, памятники замечательные. Дунай с теплоходами, мосты – старинные и современные, красивые, не описать! Я забрался и в жилые кварталы, пока гулял, просто на людей посмотреть – как живут? На красный свет светофора не идут, даже если машин нигде не видно, а улица шириной в четыре метра. Дорожки для велосипедистов повсюду. Если где-то обозначен запрет на курение, то в 15 метрах обязательно обозначено и место для курения. Бомжи тоже есть, но они в одной руке держат кружку для монет, а в другой книгу. Читают! Вообще, приятный народ – приветливый, спокойный, раскрепощённый. Все могут говорить по-английски. При этом английских надписей, названий очень мало – всё называют в первую очередь по-своему, по-венгерски. По-русски говорят только отдельные представители старшего поколения. Я был там всего полтора дня, хотелось бы познакомиться поближе, но это, наверное, в другой раз. И вообще, языки надо учить.

– А на каком языке Вы там общались?

– На смешении немецкого с английским (оба знаю плохо) плюс руки, конечно, помогают!

– И когда следующий вояж за призами?

– Не знаю. Надо работать. Есть мысли, но сырые пока. Я очень благодарен нашему музею за то, что дал мне уникальную возможность создать фильм о Морском соборе. И за то, что при небогатом бюджете всё же смог отправить меня в командировку в замечательный город. Это очень дорогого стоит.

– Интересного Вам творчества, Дмитрий Анатольевич, и новых побед!

– Спасибо большое!

Беседовала
Анна МАКАРОВА

ОТ РЕДАКЦИИ.
Для нашей газеты тема возрождения Морского собора в течение многих лет была одной из самых главных. А первая публикация на эту тему появилась в «КВ» в 1999-м году, когда главным редактором был именно Дмитрий Анатольевич Титов. Поэтому таким закономерным для нас было появление в творческой биографии нашего бывшего редактора этого прекрасного фильма – «Храм, заслуживший покой».

«Кронштадтский вестник» № 44 от 12.11.2015 г.