9 МАЯ В ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЕ ВЛАДИМИРСКОГО СОБОРА ГОВОРИЛИ О ВОЙНЕ

9 мая, в День Победы, ребята из Воскресной школы говорили о войне… Говорили языком поэзии и музыки. Получилось необыкновенно трогательно – до слёз; впечатляюще, душевно…
Спаси, Господи!

Слово пастыря в начале концерта произнёс отец Георгий. Батюшка, как всегда, говорил ярко и проникновенно.  И слово его, как камертон, настраивало и зрителей, и педагогов, и юных артистов на соответствующую ноту – возвышенную и печальную, трогательную и торжественную. По благословению отца Святослава, первая часть концерта была посвящена многострадальной  Украине, где через 74 года после Великой Победы снова идёт война… Где героями объявлены пособники немецких захватчиков… Где воюют с языком и Верой… И в страшном сне не могло присниться такое освободителям столицы Украины в 1943-м…

Открыла концерт Кристина Мочалова. Стихотворение Марины Красильниковой «Сочинение украинской школьницы» она прочитала под аккомпанимент Евфросинии Павловой.

Детский хор под руководством Марии Александровны Матвеевой исполнил песню » Мир без войны».

Фрося Павлова прочла стихотворение » Простите нас, родные россияне».

По словам организаторов, основной акцент в этом блоке был сделан на то, что, к сожалению, войны на земле продолжаются, и гражданская война на Украине особой болью отзывается в  сердцах россиян. А в День Победы, нашей общей Победы в борьбе с врагом,  боль эта кажется нестерпимой: как можно было допустить такое – братья-славяне убивают друг друга…

Второй блок был посвящён памяти павших и выживших в годы Великой Отечественной войны,  памяти тех, кто все силы отдавал ради Победы.

– Выстраивая сценарий, – рассказала нам после концерта руководитель студии «ГлаголЪ» Елена Владиславовна Максимова, –  я старалась стихи расположить хронологически: первый номер – стихотворение Юлии Друниной » Поклонись им по-русски» – дань памяти погибшим воинам – прочитал Саша Харитонов), звучала музыка Яна Френкеля «Журавли».  Далее – начало войны: под музыку Александрова «Священная война » Сима Павлов читал отрывок из этой песни. » Прощание славянки» Агапкина, и мы «провожаем на фронт мальчишек» стихотворением Анны Ахматовой » Важно с девочками простились». » Незатейливые парнишки, Ваньки, Васьки, Сережки, Гришки – внуки, братики, сыновья» – продолжает Ярослав Черникин стихотворение Ахматовой » Победителям». Отступая, немцы сожгли дотла деревню Поповки, взрослое население угнали с собой. Единственным уцелевшим «последним гражданином села» был трёхлетний Петя. Эту печальную историю поведал нам 5-летний Коля Гутман, прочитав стихотворение Маршака » Мальчик из села Поповки».

Начало войны; первые удары немцев приняли на себя пограничные заставы; молодые ребята не успели проститься со своими любимыми, с родными местами… душа бойца летит, прощаясь с тем, что было дорого сердцу, – это сюжет композиции, которую сочинила  руководитель студии.  «В окопе» – так назвала эти потрясающие строки автор. И… мурашки по коже – так прочитала их  Фрося Павлова. Хочется привести здесь эти стихи полностью:

 

В ОКОПЕ.

Танк вражий прошел по окопу,
Окоп – сплошная могила.
Кровь алым дождем закапала
И щедро землю кропила.

Какая-то лёгкость в теле…
Вот взмах платком, на пращанье.
Куда же душа полетела?
К любимой своей на свиданье.

И тёплые девичьи губы,
Рук нежных, как ветра касанье,
И в поле колос упругий,
И ранних птиц щебетанье

…Изба! Ах, изба родная!
Вот мама хлеб выпекает,
И люльку тихонько качая,
Нежную песнь напевает.

Парит молоко топлёное,
Хлеб тёплый, душистый, грубый.
В колодце водица – студёная,
До боли сжимает зубы.

Лугов моих – ширь необъятная,
Волнами колышат травы,
А жизнь, такая понятная…
Осталась у той заставы.

Огнём запылали избы,
Земля и стонет, и ропщет!
Чёрный сапог фашистский
Нещадно колосья топчет.

Земля, что меня взрастила,
Что силы в меня вливала,
Что с этой небесной сини
Чистую влагу впитала,

Кровью сейчас сочатся
Раны твои большие.
Когда же теперь родятся
Колосья на этих ширях?

И за тебя, моя Родина,
В страшной войне без правил,
К морю всей крови пролитой
Я каплю свою прибавил.

Третий блок – композиция о блокаде Ленинграда – «О, детская немыслимая стойкость».

Слово Елене Максимовой:

– Победа – это подвиги наших воинов, подвиги тех, кто в тылу отдавал все силы для Победы. И несомненно – это подвиг ленинградцев, выстоявших в страшные годы блокады. Детские саночки перестали быть игрушкой для забавы, а превратились в один из символов блокадного Ленинграда. Эту композицию мы посвятили детям блокады. Метроном. В завязанных «по-блокадному» платочках, дети вывозят санки. На одних санках старый бидончик, в который можно набрать снег, старый чемоданчик – обменять на хлеб, разорванный мишка – единственная радость ребёнка и скрипка, которую нужно сберечь, несмотря на голод. Под сопровождение потрясающе красивой музыки Уильямса » Колыбельная для ангела » дети начинают читать стихи.  Я старалась найти вещи, соответствующие времени: чемоданчик был раритетным, как и бидончик. Родителей детей просила принести санки, чем старее, тем лучше. В этом случае всё получилось. Уля Гутман начала композицию стихотворением Воронова «Сотый день». Люди прожили сто страшных дней блокады, не зная ещё, что впереди их – 800! ). Очень пронзительно прочла стихотворение Светланы Сон «Мечты блокадной девчонки» Аня Харитонова. Дарина Халбаева, сама едва сдерживала слёзы, читая стихотворение Лоры Тасси «Девочка и мишка».  Прочитав стихи, ребенок уходил со сцены, увозя свои саночки. В этом была символичность – ушедшего в блокаду человека. Так, по очереди, ушли все – остался только один скрипач, как символ борьбы за жизнь, и его «скрипка пела – как боец сражался».  По задумке, cкрипач должен был играть мелодию, но так как для Ули эта композиция слишком сложна, то пришла идея полупрозрачного занавеса, за которым она «играет» сложную скрипичную партию. Дети возвращаются на сцену с санками, на которых стоят горящие свечи – в память о погибших, и завороженно слушают скрипача, утверждающего жизнь. «Армия рвала кольцо блокады» – читает Лейла Савчук стихи Ольги Берггольц «Февральский дневник «. А далее звучит голос Левитана: прорыв блокады! «Залпом победы» заканчивается композиция – Евфросиния Павлова прочла стихотворение Веры Инбер.

Остаётся добавить к этому рассказу, что стихотворение «Маленький скрипач» написала сама Елена Владиславовна Максимова, автор сценария и режиссёр всего концерта.

МАЛЕНЬКИЙ СКРИПАЧ

Блокадный воздух дышит общим горем,
Под санками морозный снег скрипит,
А из окна, в полуобгоревшем доме
Прекрасная мелодия звучит.
От изумленья, мальчик изможденный

Бидон со снегом выронил из рук.
Остановился, словно пригвожденный,
Боясь, что пропадет чудесный звук.
Играла скрипка! Тонко, чисто, смело,

Смычок взлетал быстрее и быстрей,
А маленький скрипач, берясь задело
Последний хлеб отдал сестре своей.
А скрипка пела — как боец сражался

Со всем тем ужасом, что на земле стоял.
Так маленький скрипач не соглашался

С врагом, что детство светлое отнял.– Очень интересная идея пришла к стихотворению » Фотография вложена в старую книгу», – рассказывает нам далее Елена Владиславова – сцена получилась живая, словно рассказ девочки, у которой из книги выпадает фотография молодого бойц,а и она рассказывает нам историю. Читала Аня Харитонова. Фоторгафию я заказала в Кодаке, немного состарила её патиной. Стихотворение Юлии Друниной «Ёлка» Читала Уля Гутман. Даже на передовой есть место для радости и праздника. Новый год и ёлка в перерывах между боями. «На войне атеистов нет «– говорят фронтовик

В самые тяжёлые минуты воины обращались за помощью к Господу, и Господь помогал – иногда незримо, а порой и зримо — через Своих святых Угодников. Стихотворение Манаха Варнавы «Святой приказ», о том как Ксенюшка Петербургская спасла жизнь солдату во время боя, читала Аня Харитонова. И победные нотки принесли нам стихи  Суркова » Утро Победы» – читал Ваня Платонов. И Анны Ахматовой «Победа» в исполнении Маши Платоновой под любимый всеми марш «День Победы».

 

И  в заключение своего рассказа о том, как создавался этот замечательный,  необыкновенно насыщенный и в смысловом,  и в эмоциональном плане,  концерт, Елена Владиславовна добавляет:

 Благодарю всех своих «глагольчиков», которые за невероятно короткий срок выучили стихи, всего за две репетиции усвоили ритм композиции, нюансы художественного прочтения. Благодарю всех, кто помогал готовить зал к концерту, родителей — организаторов замечательного чаепития, художника Сергея: «окна войны» — его работа. Спасибо благодарным зрителям!

Всё-таки очень повезло нашей Воскресной школе! В ней собрались такие талантливые педагоги! Талантливые, любящие детей, преданные Православной Вере, способные творить чудеса.  Елена Владиславовна Максимова – один из таких педагогов. Руководитель студии «ГЛАГОЛЪ» сама пишет пьесы и сценарии праздничных выступлений своих ребят, сочиняет стихи, сама осуществляет режиссуру постановок, причём, делает это замечательно; функции звукооператора – тоже за ней. Да, оона одна – во многих лицах.  И всё у неё получается красиво, талантливо, душевно, впечатляюще. Светлые и добрые пьесы и сценарии, оригинальные постановки, богатая творческая фантазия, умение не только найти подход к каждому юному артисту, но и разбудить творческий потенциал даже у самого скромного и застенчивого.

Дальнейших Вам творческих успехов, дорогая наша Елена Владиславовна! Спасибо Вам от всех нас! Бог в помощь!

Анна Макарова

Фото автора и Надежды Павловой