«Боже, милости буде мне, грешному…»

Великий пост — одно из самых древних установлений Православной Церкви — начинается в этом году с 26 февраля и продлится до 15 апреля — дня празднования Пасхи. Все отцы Церкви придавали исключительное значение этим 40 великопостным дням, потому что «Праздников праздник и торжество торжеств», как именует Пасху Церковь и к которой готовит нас Великий пост, приобщает нас к основополагающей тайне Православия — Воскресению из мертвых Господа Нашего Иисуса Христа.

Великий пост. Время воздержания, молитвы, покаяния. Время, когда человек задумывается не только о своём теле (хотя и это христианину не чуждо), но и о своей душе. Многие воспринимают пост только как воздержание в пище, не зная, не понимая или забывая о том, что это лишь средство, чтобы облегчить путь к достижению главной цели поста — искреннему и глубокому покаянию. Понятие о посте существует в любой религии, в любой конфессии. Вспомните, уже в Ветхом Завете, евреи, совершавшие что-либо против Бога, каялись, посыпая голову пеплом и налагая на себя строгий пост. Великий пост в Русской Православной Церкви называется четыредесятницей, ибо он продолжается сорок дней — по примеру тех сорока дней и ночей, в течение которых Господь Иисус Христос находился в пустыне, предваряя постом начало спаси- тельной проповеди.

Пост — это система воздержаний. Это воздержание в пище, воздержание от каких-то наших пристрастий лакомств, выпивки; воздержание языка — не сплетничать, не осуждать, не злословить, не тратить время в праздных разговорах; это воздержание чувств, воздержание страстей…

Подвижники, избиравшие себе пост для достижения духовного совершен — ствования, хорошо понимали, что это не цель жизни, а лишь средство, которое даёт человеку возможность очищения, духовного возрастания, приближения к Царствию Небесному. Великие подвижники в Египетской пустыне вкушали пищу раз в день, в начале поста, и вкушали очень мало — лишь несколько маслин или два- три боба, а с приближением к Воскресению Христову пища принималась всё реже и реже — чтобы приобрести больше возможностей для борьбы со страстями и греховными мыслями.

В Великий пост разрешается есть только растительную пищу. Мясные, молочные, рыбные блюда исключаются. Лишь в праздники Благовещения и Входа Господня в Иерусалим устав разрешает вкушение рыбы. Кроме Великого поста, Церковь, как известно, предлагает человеку ещё и посты Рождественский, Успенский, Петров, однодневные — в Праздник Воздвижения Животворящего креста и в День усекновения головы Иоанна Предтечи, а также соблюдение двух постных дней в неделю — среды и пятницы; и если сохранять все предписываемые посты, то из 365 дней — более половины будет постных, а это человеку, который страдает телесно от собственного невоздержания, — уже серьёзное вспомоществование в борьбе с болезнями. Исполни, что есть, что заповедано — и поможешь своему телу, ни диет, ни разгрузок, ни рыбных дней не потребуется. Отцы Церкви и подвижники благочестия говорили, что нужно есть столько, чтобы оставалось место для Святого Духа. Всем, кто уже имеет практику поста, хорошо знакомо это чувство маленькой победы над собой, победы над своим телом. Пост даёт нам переоценку ценностей. Телесное отходит на второй план, и человеку открываются горизонты духовного; очищая тело, вы даёте дорогу мыслям, душевным переживаниям, всепрощению…

Накануне Великого поста, в последнее перед ним воскресенье, во всех православных храмах совершается особый чин — по окончании вечернего богослужения все испрашивают друг у друга прощение. И гасится пламя накопившихся обид и злопамятства, уничтожаются взаимные претензии, усмиряются мстительность, раздражительность, зложелательство, ревность. Прежде чем начать наше сорокадневное покаяние, мы обязательно должны примириться со всеми окружающими нас людьми. «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирисъ с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой». В этих словах Священного писания — смысл Прощёного воскресения. Не научившись всепрощению, невозможно достичь ни настоящего внутреннего покаяния, ни чистоты сердца и помыслов, ни заповеданной Господом любви.

В Великий пост необходимо как можно чаще посещать храм. Богослужение в Храме — это большое подспорье и великая духовная поддержка для искренне постящегося православного христианина. В великопостных службах присутствует великая, благодатная сила, а особые молитвы, читаемые в Храме в эти дни, очень часто производят на людей потрясающее по своей силе и глубине воздействие. Одна из них — молитва Ефрема Сирина «Господи, Владыка живота моего», читаемая с великими поклонами. Великий поклон, поклон до земли, пытается наше тело немножко прижать к земле, не позволяя ему торжествовать и властвовать над нами. Когда эта молитва сопутствует посту, и человек начинает вдумываться в её слова, начинает анализировать свою жизнь, переосмысливать жизненные ценности, возникает духовная потребность — как и у ветхозаветного псалмопевца — в чистом, не запятнанном пороками и грехами, сердце.

Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь. Молитва Ефрема Сирина

Чистое сердце созидается покаянием. Почему это так важно? Если человек сохраняет себя в пост как должно быть — с воздержанием в пище и развлечениях, убегая от грехов, принося достойные плоды покаяния — то в конце поста он непременно почувствуют радость. Не потому что можно будет, наконец, поесть мясо или потанцевать, а другую радость — внутреннюю, рвущуюся из души, рождающуюся в ней. Эта совершенно уникальная и ни с чем не сравнимая радость Пасхи знакома каждому православному христианину. Ведь с постом мы умираем для жизни старой, чтобы в Воскресение Христово воскреснуть вновь с Господом Иисусом Христом — воскреснуть ещё раз, сделать ещё один шаг к своему духовному совершенствованию, к тому, чтобы не только быть образом, но и приобрести подобие Божие. А полноценное восприятие пасхальной радости невозможно без длительной подготовки, без достойного соблюдения Великого поста, без достижения особой чистоты сердца и помыслов, без духа смирения, терпения, целомудрия и любви.

Настоятель Собора Владимирской иконы Божией Матери протоиерей Святослав МЕЛЬНИК