«Кресту твоему поклоняемся, Владыко…»

Великий пост — особый период в годовом цикле Богослужений в I Православной Церкви. Это особый путь для христианина.

Это особые молитвы. Особые чаяния. Это время сопричастности нашей крестному пути, крестному страданию и крестному подвигу Христа. В Священном Писании, в Послании к Галатам сказано: «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6, 14).

Когда освящается крест, священник читает особые молитвы. Звучат просьбы к Господу, чтобы влил Он в него небесную силу, чтобы освящаемый крест хранил не только душу человеческую, но и тело его от всех врагов и от всяких злых сил. У креста — огромнейшая сила. Мы прославляем Честный и Животворящий Крест Господень, ибо, как говорится в пасхальных стихирах: «Крест — хранитель всея вселенныя, крест — красота Церкви, крест — царей держава, крест — верным утверждение, крест — Ангелам слава и демонам язва».

Крест — наше оружие. Крещёный человек никогда не должен снимать с себя крест. Не только в Церковь нельзя ступать без креста, но даже, когда мы купаемся, моемся в бане или посещаем врача. Изображая крестное знамение, мы свидетельствуем свою веру. Митрополит Филарет Дроздов пишет, что крестное знамение мы должны изображать везде: когда ложимся спать и когда просыпаемся, когда отправляемся в путь, когда принимаем пищу; и пищу, которую мы едим, и питьё, которое пьём, мы тоже должны осенять крестным знамением.

Знак креста с глубокой древности был символом Божественного во многих религиях. Прообраз креста мы встречаем ещё в Ветхом Завете. Когда народ Израиля переходил через Иордан и шёл по пустыне, на него напали змеи и стали всех жалить. И тогда Моисей сказал, что надо сделать знамение — взять крест и повесить на него змею, и все, кто обращался к этому знамению, спасались, а кто не обращался — погибали. «И как Моисей вознес змию в пустыте, так должно вознесему быгть Сыту Человеческому…» (Ин.3, 14-15). «Вознесему» на крест…

После искупительных крестных страданий на Голгофе Господа нашего Иисуса Христа крест становится знамением нашего спасения, знамением жизни вечной… Не случайно именно в середине Великого поста Церковь установила Крестопоклонную неделю — время особого почитания креста. Чтобы помочь христианину в его чаяниях на великопостном крестном пути, за всенощной на середину Храма выносится изображение Распятия — животворящее древо — крест, на котором был распят Иисус Христос. Выносится, чтобы напомнить верующим, идущим по великопостному пути покаяния, о спасительном даре искупления Господа нашего Иисуса Христа. Пост, как правило, сопровождается всякого рода искушениями, и крестное знамение как орудие христианина против бесовщины, дьявольщины даётся человеку для поддержки. В течение недели каждый верующий человек может придти в Храм и прикоснуться к кресту, чтобы укрепить себя в своём посту, укрепить себя в своём крестоношении.

Особое песнопение поётся при этом: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». Это песнопение переносит нас на Голгофу, в скорбный день распятия Господа нашего Иисуса Христа. А затем в иной, торжествующий и радостный день, День Его Святого Воскресения. И этот мысленный взор служит нам поддержкой на нашем собственном сорокадневном пути к Голгофе. «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.» (Мк. 8, 34). Мы должны придти на Голгофу вместе с Господом, должны донести свой крест, падая и страдая вместе с Ним, но таким образом искупая свои грехи, мы должны вместе с Господом распяться, чтобы вместе с Ним быть воскрешёнными в Святое Воскресение. «Смертию смерть поправ», — поём мы в Пасхальную ночь. Но прежде чем коснётся нас Пасхальная радость, мы тоже должны побороться не на жизнь, а на смерть — побороться со своими грехами, со своими страстями, со своим себялюбием, победить ветхого человека в себе.

«Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережёт её. Ибо какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит?..» (Мк. 8, 35-36). Мы должны научиться терпению и мужеству Господа нашего Иисуса Христа, научиться жить для других, приносить себя в жертву, надеяться, верить, любить. Мы должны пройти свой крестный путь, поддержкой и опорой на котором служит нам изливающий потоки благодатной силы, защищающий и укрепляющий нас Крест Господень…

Настоятель Владимирского Собора протоиерей Святослав МЕЛЬНИК