Православие – становой хребет нашей Родины

 

Вторые Рождественские образовательные чтения в Кронштадте состоялись в конце ушедшего года. Уже второй год они объединяют учителей и учащихся кронштадтских школ, были также гости из Санкт-Петербурга. Тема чтений: «1917 – 2017: уроки столетия. Перспектива духовного созидания в Санкт-Петербурге». Организаторы чтений – Центр духовной культуры и образования Кронштадта, отдел образования и молодёжной политики администрации, Информационно-методический центр Кронштадта.

Памятные плиты в Морском соборе

В трапезной Морского собора участников Рождественских образовательных чтений поприветствовал настоятель Владимирского собора протоиерей Святослав Мельник. Он напомнил, что милосердие и любовь принес в мир Христос.

Cобравшихся также напутствовал директор Центра духовной культуры и образования отец Алексий Купкин. Он заранее просил быть снисходительными к организаторам, так как центр только нащупывает пути совместной работы культурно-образовательных и духовно-просветительных учреждений.

Затем вступительное слово взяла директор информационно-методического центра Виктория Токарева. Она рассказала об интересных проектах, уже осуществлённых в Кронштадте (конкурс «Нравственный подвиг», «Уроки добра»), о большой вовлеченности педагогов в эту работу (более 50 учителей), познакомила с проектом волонтерской деятельности школьников.

Основная часть образовательных чтений началась с доклада дьякона Морского собора отца Сергия Резниченко «Что такое нравственность сегодня». Нравственность базируется на заповедях Божиих. Интересно, что Петровский устав военного моряка и сухопутной службы начинался с главы о страхе Божием. Там же сказано, что все христиане должны молиться, но воины должны это делать сугубо, так как они чаще подвергаются смертельной опасности. На примере истории Морского собора – храма-памятника российских моряков – повёл свой рассказ докладчик, представляя на этом примере всю историю страны в 20-м столетии.

В 1896 году было подано соответствующее прошение, где храм просили устроить в честь святителя Николая. Собор буквально вымолил святой праведный Иоанн Кронштадтский, предчувствуя грозные времена. Он успел освятить закладку храма в 1903 году в присутствии Николая I, также ныне причисленного к лику святых. И храм был построен. В 1913 году. Он стал воплощением славы и величия не только флота, но и духа самой державной России. В соборе было 130 мраморных плит с именами погибших моряков и военного духовенства. Но недолго совершалась служба в храме.

В марте 1917 сорвалась пружина государственного механизма – последовал «бессмысленный и беспощадный» русский бунт с убийством последнего военного коменданта Кронштадта Р. Вирена и ещё 35 офицеров. Рулетка закрутилась. И при этом в страшный 1918 год в Морском соборе было зарегистрировано 1000 прихожан – через сто лет не наберётся и сотни.

В 1929-м место религии заменяет кинематограф – в Морском соборе располагается кинотеатр им. Максима Горького. Сброшены кресты, а памятные плиты пошли на тротуары и скамейки в бане.

Но в годы Великой Отечественной войны поруганный собор сражался с врагом вместе с жителями Кронштадта: под куполом велась корректировка огня, внизу располагался госпиталь…

И вот в 1970-м в соборе уже музей. Идёт переосмысление ценностей. В 1998-м Храм передаётся Церкви. На наших глазах он реставрировался и наконец был заново освящён в 2013 году.

Так как собор является филиалом Центрального военно-морского музея Санкт-Петербурга, то возникли вопросы о расширении экспозиции, о памятных досках, посвящённых погибшим на флотах в годы Великой Отечественной войны. Но в последнюю войну погибло столько людей, что никаких стен не хватит. Поэтому обсуждается идея перевести в электронные архивы…

Духовные стихи, исполненные Ульяной Ангелевской, плавно перевели тему разговора. Людмила Разумовская, русский драматург и автор книги «Апостасия», подвела итог разговору о революционных событиях, сказав, что все слои общества тогда ждали перемен. Апостасия – отступление от Бога – произошла сначала в умах, а потом материализовалась в истории. «Не плоть, а дух растлился в наши дни. И человек отчаянно тоскует…» – когда-то написал Фёдор Тютчев.

Нельзя понять классическую литературу, не зная истории, а истории – не зная духовных законов, соответственно. Поэтому и делаются наши первые шаги к сближению культуры и культа. Иначе не будет полноты образования, воспитания и служения. Вот на такой ниве трудится ещё один докладчик – режиссёр, документалист, редактор журнала «Парфенон» Александр Богатырев.

Моя скромная реплика прозвучала в конце встречи, и касалась она восстановления исторической памяти и справедливости в названиях улиц нашего Кронштадта – в частности, о памятном знаке на месте гибели Р. Вирена, о памятной доске на комендантском доме с именами всех военных комендантов, живших там.

Равнодушие к смысловому пространству вокруг нас ведёт к равнодушию к истории Родины, просто к предательству, замученных за веру, царя и Отечество, за право оставаться людьми, а не превращаться в шариковых, а не превращаться в шариковых.

Вспоминая стихи С. Бехтерева:

Мы все, друзья, повинны в том,

Что не горим святым огнём

Любви к взрастившей нас Отчизне…

Поэтому есть риск, что

«сменив свой лик на лик чужой,

Язык на говор не родной…

В международный пегий сплав

Себя постыдно обращаем…»

Закончились рождественские  чтения призывом о. Леонида Маркова помнить, что православие – становой хребет нашей Родины. Но всё разумное, доброе, вечное сеется трудно. Не станем этого бояться, а будем над миром со Христом. С нами Бог!

«Христос рождается, славите!» – пела Ульяна Ангелевская.

Марина ВОСКАНЬЯН
Фото: Александр ШЕИН